http://www.parta.kiev.ua/ главная Добавить в избранное







  Истории из жизни  
Показать:   Новые   Популярные Добавить

страницы:
1|

:
Ещё раз о социологии киноискусства, часть 07

Возникает чисто социологическая проблема кинозвезд, весьма актуальная, как известно, на Западе, где «звезды» выражают определенные установки и потребности среды, в которой они возникают, и в свою очередь оказывают влияние на многочисленные группы населения.


Конечно, выбор актеров — важнейший момент в создании произведения. И если даже выйти за пределы культа кинозвезд, то и здесь есть социологический аспект: насколько данный актер выражает определенное представление, сложившееся в обществе, об определенном типе реальных людей. Практика киноискусства знает выразительные примеры актерских работ, представляющих собою необыкновенно точное выражение исторически реальных типов, ставших в известной степени символом целой группы социальных явлений. Таков, скажем, покойный Збигнев Цыбуль-ский в польском кино или Иннокентий Смоктуновский в ряде своих работ на советском экране. Таков, скажем, для современного американского кино тип аутсайдера, неприемлющего конформистские буржуазные ценности, выраженный в ролях Дастина Хоффмана.


В отличие от Жигульского и некоторых других авторов нам хотелось бы попытаться сгруппировать проблемы социологии искусства на основе самого процесса создания и функционирования произведения в общественной среде.


Месту и роли кинозвезд в жизни западного общества посвящено интересное исследование польского критика К. Т. Теплица, часть из которого опубликована в сборнике «Мифы и реальность» (М., «Искусство», 1968) под названием «Звезды буржуазного кино».


На Ленинградском симпозиуме 1966 года с анализом «социологических интересов» в области кино выступила Я. Маркулан. Она, на наш взгляд, наиболее близко подошла к структуре социологии киноискусства, говоря 1) об общественных механизмах, структуре и проблемах, связанных с возникновением фильмов, 2) о социологической структуре, запечатленной в произведении, и 3) о характере и путях влияния кино на зрителя.


Во-первых, это группа проблем, которую можно обозначить как художник и среда. Сюда должен войти анализ объективных социальных и духовных структур, в которых пребывает художник и которые детерминируют его собственное сознание, включая «установку» и «личностный смысл», и его творческую деятельность по созданию «моделей». Среду социолог рассматривает в сугубо конкретном плане. Это точный анализ социальной группы, к которой принадлежит художник и интересы которой он выражает, это его связь с определенными временными отрезками истории как в масштабе широком, масштабе эпохи, так и в масштабе малом, масштабе сиюминутных фактов и явлений, это его связь с определенными структурами общественного сознания, как обыденного, так и теоретического.


Если мы соглашаемся с необходимостью исследовать, как выражено в произведении искусства «реальное присутствие мира», то в первую очередь необходимо исследовать, как, в каком направлении влияет мир на творца. Мы стоим на точке зрения теории отражения, но ее общие принципы должны быть конкретизированы социологом.


Мир в произведении искусства, прежде чем стать принадлежностью его собственной автономии, был миром реальным. Некоторые авторы, как, например, польский эстетик Александр Яцкевич в статье «Заметки о методологии изучения фильма», помещенной в сборнике «Введение в изучение фильма» (Варшава, 1966), рассматривая специфику кинопроизведения, подчеркивают, что здесь связь среды с художником, с психикой творца не столь очевидна, как в случае произведения литературы. Не только потому, что авторство в кино — коллективное, но и потому, что между творцом и произведением существует технико-производственный аппарат. Кроме того, в кинопроизведении гораздо больше, чем в произведении литературном, эквивалентов перцепционных законов психики зрителя, его вкусов, близких ему бытовых, общественных и других моделей.


В известной мере эти соображения необходимо учитывать. И тем не менее социолог ставит перед собой задачу исследовать среду, которая детерминирует процесс создания кинопроизведения, учитывая все особенности деятельности в сфере кинематографа. Если вам нужно купить диплом университета безопасно и без последствий, советуем компанию заказать диплом ВУЗа знающие своё дело мастера изготовят ваш диплом так, что вы останетесь довольны.
Комментариев  нет    добавить

Обсудить в Форуме
страницы:
1|


Контакты:

ICQ: 59220196
<< 2002-2010 @ RK >>